|
Музыкальная сказка для детской души
Александровская Марина Камильевна, Воробьева Ирина Владимировна, Титова Елена Александровна
преподаватели МБУДО Вяземская ДШИ им. А.С. Даргомыжского МБУДО Вяземская ДШИ им. А.С. Даргомыжского Смоленская область, г. Вязьма Россия
Для музыкальных руководителей, учителей музыки и педагогов дополнительного образования, работающих в области искусства, проводится знакомство с основами вокальной техники и аккомпанемента. Показано использование метода проектов на примере постановки музыкальной сказки «Волк и семеро козлят на новый лад».
Для музыкальных руководителей, учителей музыки и педагогов дополнительного образования, работающих в области искусства, на базе МБУДО Вяземская ДШИ им. А.С. Даргомыжского проводилось знакомство с основами вокальной техники и аккомпанемента. Показано использование метода проектов на примере постановки музыкальной сказки «Волк и семеро козлят на новый лад».
В ходе мастер-класса было запланировано познакомить слушателей с основами вокальной техники и аккомпанемента
Задачи:
• создать условия для профессионального общения
• повысить профессиональное мастерство педагогов
• распространить педагогический опыт.
Свой мастер класс, мы хотим начать словами М. Горького, закройте глаза, почувствуйте красоту этих слов: «Когда я слушаю музыку, то забываю день на земле или ночь. Мальчишка я или старик, забываю все».
При подготовке данного мастер-класса использовались следующие формы работы:
• игровая,
• индивидуальная,
• групповая,
• репетиционная.
Сегодня перед педагогикой стоит важнейшая проблема: как сделать процесс обучения интересным и полезным. Педагоги в своей практике используют различные методы и формы обучения: пассивные, активные и интерактивные. При использовании пассивных методов педагог играет центральную роль на занятии. Здесь преобладает монологовый режим общения. Педагог сам распределяет работу и необходимую информацию, предлагает на занятии заранее составленный план. Любая попытка воспитанника проявить самостоятельность, инициативу и творчество рассматривается как отход от заранее намеченного и единственно верного плана работы. Дети на таких занятиях являются только объектом воздействия взрослых.
При использовании активных методов обучения на занятии используется метод обсуждения проблем, устанавливается диалоговый режим, центральная роль педагога остаётся. Воспитанники уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, предлагать собственные решения. Такие занятия не имеют жёсткой структуры, формулирование тем и проблем происходит в форме совместного обсуждения
Наиболее интересными в настоящее время считаются интерактивные методы обучения, где педагог теряет центральную роль, он становится организатором образовательного процесса. Акцент на таком занятии делается на сотрудничество и взаимодействие. Педагог определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана, даёт консультации, помогает в серьёзных затруднениях. Меняется сама обстановка на занятии, происходит отход от привычных требований к дисциплине. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагог заботиться о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат.
В процессе обучения педагогами должны использоваться различные методы обучения, но необходимо помнить, что в традиционной пассивной педагогике: педагог учит – воспитанник учится, педагог думает – воспитанник воспроизводит, педагог выбирает – воспитанник принимает, педагог активен – воспитанник пассивен, педагог авторитарен – воспитанник несвободен.
При использовании же интерактивных методов обучения в корне меняются соотношения “педагог–воспитанник”: воспитанник определяет цель деятельности – педагог помогает ему в этом, воспитанник открывает новые знания - педагог рекомендует источники знаний, воспитанник выбирает – педагог содействует, воспитанник активен – педагог создаёт условия для проявления активности.
Таким образом, интерактивные методы способствуют формированию активной, самостоятельной позиции детей, развивают исследовательские, рефлексивные и оценочные умения. Одним из интерактивных методов обучения является метод проектов.
Звуковое оформление мастер-класса: в исполнении ансамбля гитаристов звучит музыка русских и зарубежных композиторов
Аккомпанирующая группа
В современном мире много разных музыкальных инструментов. Современные средства коммуникации активно пропагандируют разнообразные стили и направления музыкальной культуры. Не последнее место в этом информационном потоке занимает гитара во всем ее многообразии. Это и джаз, и рок, и классическая гитара. В сегодняшнем мастер-классе вокалисты будут петь под гитару и ф-но. Если занятия проходят интересно, ученики, незаметно для себя, преодолевают многие трудности обучения – технические, ритмические, интонационные. Такие уроки значительно эффективнее развивают творческие способности учащихся, делают его более уверенным в себе и доставляют удовольствие.
Право на роль концертмейстера имеет далеко не каждый – оно завоевывается авторитетом знаний и умений, постоянной творческой собранностью, волей, бескомпромистностью художественных требований, неуклонной настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами, в собственном музыкальном совершенствовании.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ МАСТЕР – КЛАССА
Настало время правильно подышать. Тысячи лет люди уделяли особое внимание чистоте легких – органу газообмена. Гиппократ говорил: «Как суконщик чистит сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм». Сегодня существует множество методик правильного дыхания, однако, и вокалисты, и специалисты по сценической речи отдают предпочтение дыхательным упражнениям по методике Александры Северовны Стрельниковой, которая в 30-е годы прошлого столетия была весьма известной личностью в среде столичных певцов, сталкивающихся временами с проблемами «натруженного» голоса. Упражнения, разработанные ею, помогали и тем, кто терял голос, и тем, кто не обладаю выдающимися данными, тем не менее, желал петь. Из четырех функций: дышать, говорить, кричать и петь – пение – самая сложная. Следовательно, гимнастика, которая восстанавливает даже певческий голос, то есть самую сложную функцию органов дыхания, в силах восстанавливать и более простые функции, оздаравливая, тем самым, весь организм.
Гимнастику А. Стрельниковой называют уникальной и парадоксальной потому, что она основана на принципе противопоставления: во время вдоха диафрагма расширяется и грудная клетка раздвигается во время движения же грудная клетка наоборот сужается. В момент соединения вдоха и движения мускулатура грудной клетки вынуждена сопротивляться сама себе, она получает нагрузку и активизируется, а, следовательно, тренируется и развивается.
Правильное дыхание – это:
• полноценное насыщение организма кислородом
• улучшение функции сердечно-сосудистой системы и укрепление всего аппарата кровообращения
• укрепление нервно-психического состояния
• повышение общей сопротивляемости организма.
К тому же достаточное насыщение организма кислородом – это хорошая работа головного мозга, адекватное восприятие и стабильное запоминание всей поступающей информации.
Тогда, просим вашего дружеского участия и внимания.
Мы мастер – класс сегодня покажем
Много интересного поверьте, расскажем.
Дети любят эти упражнения
Увлекут они и вас, вне всякого сомнения!
Дыхательные упражнения по системе А. Стрельниковой:
Упражнение «Ладошки»
Упражнение «Ладошки» (выполняют ученики)
Упражнение «Погончики»
Упражнение «Обнимем плечи»:
слегка наклониться вперед, руки развести в стороны
одновременно вдох носом + сводим руки перед грудью
выдох ртом + разводим руки.
Повторение – 4 – 8 раз
Упражнение «Погончики», «Обними плечи» (выполняют ученики)
Упражнение «Насос»:
полный выдох
одновременно вдох носом + наклон вперед
выдох ртом.
Повторение 4 – 8 раз.
Упражнение «Кошка»:
полный выдох
одновременно вдох носом + поворот + полуприсед + хватательное движение руками
поворот прямо + выдох ртом
выполнение упражнения в другую сторону.
Повторение 4 – 8 раз.
Упражнение «Насос», «Кошка» (Выполняют ученики)
Дыхательные упражнения на увеличение объема вдоха и продолжительности выдоха
Упражнение «Птичий двор»:
приехали отдыхать в деревню, вышли во двор.
О, кого тут только нет: и утки, и гуси, и теленок, и куры, и цыплята, и петух, и кролики, и голуби, и кот тоже здесь!
Всех хочется позвать, разглядеть, приласкать.
На активном выдохе зовем всех подряд: уть-уть тега-тега тель-тель тип-тип цып-цып петь-петь трусь-трусь гуль-гуль кис-кис!
Упражнение «Комарик»:
руки в стороны
на выдохе (у каждого перед носом жужжит комар) «з-з-з»
руки постепенно сводятся
прихлопнуть комара.
Упражнения «Птичий двор» и «Комарик» (выполняют ученики)
Упражнения по методу В. Емельянова
Приемы звукоизвлечения:
• Штро-бас – шумовой регистр – скрип, шорох
• Шепотной звук – шипение гортанью
• Лабиовибрант – имитация звука «р» вибрацией губ
• Фонация гласного «у» с продуванием воздуха через вытянутые трубочкой сомкнутые губы.
• Придыхательный согласный «г» в грудном или фальцетном регистре
Упражнения на развитие речевого (певческого) диапазона
• Покричать, как чайки повыть, как вьюга.
• Игра «А-у!»
• «От шепота до крика»
• Раз, два – шепот три, четыре – тихий голос пять, шесть – средний голос семь, восемь – громкий голос девять – очень громко десять – крикнуть.
Артикуляционные упражнения
• Упражнение «Страшная сказка»:
протяжно произносить звуки «у – о – а – э – ы – и» в грудном или фальцетном регистре.
• Чистоговорки под аккомпанемент ансамбля гитаристов.
Артикуляционные упражнения (выполняют ученики)
Логопедическая гимнастика
«Н – Н´»:
Ина-ина-ина – здесь растет малина – Ударяют кулаками по коленям
Ине-ине-ине – подойди к малине – «Проходят» пальцами по бедрам
Ину-ину-ину – сорвем ягоду малину – Сжимают и разжимают пальцы
«Р - Р´» :
Ру-ру-ру – начинаем игру - хлопки в ладоши
Ре-ре-ре – поиграем на ковре – хлопки по коленям
Ри-ри-ри – зажигай фонари – «фонарики»
Ра-ра-ра – начинается игра – «тарелочки»
ПОКАЗ МЬЮЗИКЛА «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ НА НОВЫЙ ЛАД»
По мотивам русской народной сказки, музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина
Вся постановка заняла около 15 минут
Дети пели на сцене под аккомпанемент фортепиано и гитары.
В сказке принимали участие ученики в возрасте от 7 до 15 лет.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ МАСТЕР–КЛАССА:
Рефлексия:
- проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Примерные вопросы:
1. Цели прихода на мастер-класс.
2. Что взяли полезного?
3. Хочется ли что-то отметить?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вашему вниманию был представлен мастер – класс. Вы познакомились с понятием «интерактивные методы обучения», с одним из методов интерактивного обучения – методом проектов, с интерактивными формами обучения. Надеемся, что представленный вашему вниманию материал, повысит вашу мотивацию к овладению проектной деятельностью, поможет использовать интерактивные формы обучения в работе.
Выступления педагогов и гостей
Оценка результативности мастер – класса. (Метод «Аквариум»: участники работают в круге, остальные наблюдают и анализируют, т.е. выступают в роли зрителей):
1. Как, по – вашему мнению, прошел мастер – класс?
2. Как работали участники мастер – класса:
• Как общались?
• Все ли участники команды были активны?
• Проявляли ли терпимость к любой точке зрения?
• Как аргументировали свои мысли?
3. Были ли созданы условия для активного взаимодействия участников между собой
4. Ваши предложения (замечания, дополнения) по проводимому мастер – классу.
Оставить отзыв или комментарий
|
|